Дисней Уолтер Элайас ( 1901-1966 )
Уолт Дисней - американский режиссер-мультипликатор. Фильмы: "Белоснежка и семь гномов" (1938), "Пиноккио" (1940), "Бемби" (1942), "Золушка" (1950), "Леди и Бродяга" (1955), "Спящая красавица" (1959), "Мери Поппинс" (1964) и др.
Уолт Дисней
Уолт Дисней родился 5 декабря 1901 года в Чикаго в семье выходцев из Ирландии. Уолт, самый младший в семье, уже в восемь лет заработал первую монетку, нарисовав любимого жеребца деревенского врача. В юности он поднимался в три часа утра, чтобы вместе со старшим братом Роем разнести газеты, а по субботам посещал курсы Института искусств.
В апреле 1917 года США вступили в первую мировую войну. Дисней уезжает во Францию и в течение одиннадцати месяцев работает водителем на санитарной машине Красного Креста.
Вернувшись на родину, Уолт обосновался в Канзас-сити. Он быстро становится владельцем преуспевающей рекламной фирмы, но неожиданно для многих в феврале 1920 года переходит в кинорекламную компанию простым рисовальщиком. Получив в аренду киноаппарат, он начинает снимать ночами в гараже свой первый мультфильм "Смехограмма". В быстрой смене картинок чередовались занятные рекламные и деловые предложения.
Диснею стали заказывать рекламные ролики. Дело начинает разрастаться. Вскоре он собирает десяток-другой "пайщиков" и на их деньги организует фирму — "Смехограмма Корпорейшн" с капиталом в пятнадцать тысяч долларов. Но при первых финансовых затруднениях предприятие развалилось, а Дисней был объявлен банкротом.
Уолт решил поправить положение выпуском необыкновенного фильма. Он придумал ввести живого героя в мультипликационный мир. Героиней маленького фильма "Алиса в рисованной стране" стала шестилетняя девочка. Однако и тут все старания Диснея оказались напрасными. Он впал в нужду. Знакомый зубной врач предложил Диснею изготовить маленький рекламный ролик по уходу за зубами. "Очень рад! — ответил Уолт. — Но выкупите, пожалуйста, из ремонта мои ботинки, иначе мне не в чем выйти из дому!"
Летом 1923 года Дисней отправился искать счастье в Голливуд, уже ставший центром мировой кинематографии. Здесь произошло чудо. Один бизнесмен из Нью-Йорка предложил за мультфильм об Алисе полторы тысячи долларов да еще заказал дюжину подобных произведений.
Всю постановочную и режиссерскую работу выполнял сам Дисней, поэтому на каждый фильм вначале уходило примерно по месяцу. Тогда Уолт взял на работу несколько начинающих художников. Старший брат Рой Дисней стал финансовым и хозяйственным руководителем предприятия.
Благодаря мультипликационной Алисе дело братьев разрасталось. Вскоре они стали собственниками небольшого дома. У студии появилась секретарша — Лилиан Боундс, на которой в июле 1925 года женился Уолт.
Фрагмент из диснеевского мультфильма про Алису
Также Дисней купил участок на Гиперион-авеню и начал строительство здания, в котором в течение пятнадцати лет будет находиться его студия. С 1926 года Уолт осуществлял художественное руководство процессом создания фильма.
Три года Дисней регулярно выводил свою Алису на экраны, и она уже начинала надоедать зрителю. Нужен был новый герой. В результате появился кролик Освальд, который сразу понравился зрителям. Доходы от фильмов резко возросли. Однако продюсер переманил к себе нескольких сотрудников студии, выполнявших исходные, ключевые изображения Освальда. В итоге от Диснея отделилось самостоятельное предприятие по изготовлению фильмов с Освальдом.
Возвращаясь из Нью-Йорка домой на поезде, Уолт вдруг подумал, а почему бы не выпустить на экраны мышь? Уолт назвал нового героя Мортимер. Позже появится его собрат Микки, который будет пользоваться феноменальным успехом. Много позже Дисней признал: "Это трудно — пытаться объяснить Микки. Эксперты это делали, но любой из нас мог прийти к выводу, что Микки настолько прост и несложен, настолько понятен, что он не может не нравиться".
Постепенно появилась целая галерея постоянных персонажей-масок — веселого, энергичного, изобретательного, никогда не унывающего Микки, гуляки и нахала утенка Дональда, доброго, но придурковатого пса Плуто, грозного быка Фердинанда, жеманной коровы Кларабеллы...
Огромный успех выпал на долю трех поросят, начавших резвиться на экранах в 1933 году. Фильм с их участием так и назывался — "Три поросенка". Популярной стала песенка "Нам не страшен серый волк".
Сценаристы студии Диснея никогда не придерживались жесткой схемы в отношениях между персонажами. Все зависело от истории, сюжета, конфликта, комедийной ситуации. "Пока персонаж не стал личностью, — любил повторять своим аниматорам хозяин студии, — зрители в него не поверят".
Дисней выдвигается на первое место в мировом искусстве мультипликации. В 1935 году Лига Наций расценивает его произведения как символ международной доброй воли и награждает Уолта почетной медалью.
Слава не вскружила голову Диснею. Он игнорировал светские приемы, считая, что гораздо важнее лечь пораньше спать и с утра хорошо начать работу. Семье и студии Уолт отдавал все свое время и внимание. В 1933 году у него родилась Диана, в 1936-м — вторая дочь, Шарон.
Уолт Дисней долго выбирал сюжет для своего первого полнометражного фильма, пока не остановился на сказке Перро "Белоснежка и семь гномов". Этот фильм, снятый в 1938 году, имел ошеломляющий успех во всем мире, завоевал "Оскара", принес Диснею восемь миллионов долларов. Уолт построил в Бербенке, недалеко от Голливуда, новую студию.
К моменту постановки "Белоснежки" на студии Диснея было занято несколько сот художников со строгим разграничением обязанностей. Уолт давал изобразительное решение главных персонажей, устанавливал их отличительные индивидуальные особенности. Своеобразие персонажей Диснея в том, что они сочетают человеческие влечения и черты характера с манерами поведения и движения животных.
Один за другим выходят полнометражные мультфильмы: "Пиноккио" (1940), "Дамбо" (1941) и, наконец, "Бемби" (1942) — одна из вершин творчества Диснея. История маленького олененка Бэмби, превратившегося в красивого, гордого и мудрого вожака стада, воплощена на экране с изумительным совершенством и мастерством. Финальный эпизод жестокой охоты, разрушающей гармонию мира живой природы, достигает высокого драматического и философского звучания.
Перед войной Дисней побывал в Южной Америке. Из отснятого материала он смонтировал полнометражную картину документального характера — "Привет, друзья!", в которой сумел удачно сочетать натурные съемки с мультипликацией.
В грозные военные годы студия Диснея начала выпускать пропагандистские фильмы с участием своих знаменитых персонажей, а также много инструктивных и учебных роликов, особенно для флота и авиации.
За годы войны произошли решительные изменения в творческой судьбе Диснея. Крупный художник превращается в продюсера, хозяина фирмы "Уолт Дисней продакшнз". Он принимается за выпуск художественных фильмов. В Англии снимается "Остров сокровищ" по Р. Л. Стивенсону. И дальше, в течение четырех лет, в английском филиале ставилось по картине в год.
фрагмент из диснеевского фильма "остров сокровищ"
А на студии в Бербенке начали выходить полнометражные мультфильмы. Одним из лучших в послевоенной истории студии считается первый широкоэкранный полнометражный рисованный фильм "Леди и Бродяга", появившийся в 1955 году. Леди — холеная болонка, а Бродяга — бездомный пес.
Уолта давно занимала мысль о выпуске фильмов, посвященных изучению природы. Большая серия, получившая название "Подлинно жизненные приключения", началась с короткометражной ленты "Тюлений остров" (1949). Дисней не побоялся выпускать в этой серии полнометражные фильмы: "Живая пустыня" (1953), "Исчезающая прерия" (1954), "Африканский лев" (1955), "Тайны жизни" (1956) и другие.
Он одним из первых распознал возможности телевидения. В рождественский вечер 1950 года вышла передача "Час в стране чудес", включавшая репортаж со студии и демонстрацию мультфильмов. Так начались регулярные выступления Диснея — своеобразные телешоу со множеством эффектных трюков и показом новых работ.
При той напряженной работе, которая ежедневно ждала его на студии, необходимо было иметь какое-то хобби. Таким любимым занятием стало для Диснея строительство миниатюрной железной дороги вокруг дома. В форменной одежде железнодорожника он с удовольствием рассаживал гостей в вагончики и запускал свой локомотив.
По воспоминаниям дочери, Уолт Дисней был примерным семьянином. Когда в самом расцвете славы его постигла первая депрессия и ему по совету врачей пришлось предпринять путешествие по Европе, Лилиан Боундс сделала все, чтобы отвлечь мужа от мрачного настроения и неотвязно преследовавшей его мысли о смерти...
В 1955 году в Анахейме, в полусотне километров южнее Голливуда, открылся парк аттракционов Диснейленд. С огромным энтузиазмом занялся Уолт строительством сказочной страны. Чудеса появлялись одно за другим, поражая размахом изобретательности.
В 1955 году режиссер приступил к постановке исторического фильма "Дэви Кроккет, король Дикого Запада" по роману Тома Хилла. Картина прошла с исключительным успехом, а Дэви Кроккет, кстати, реальный персонаж из истории США, сделался национальным героем.
Самым значительным рисованным фильмом Диснея в послевоенные годы считается "Спящая красавица" (1959), сделанная в жанре оперно-балетной сказки, с частичным использованием и модернизацией музыки П. И. Чайковского. При создании эскизов к фильму использовались материалы, запечатлевавшие мастерство прославленных танцоров, а графическая манера основана на стиле средневековых книжных заставок и миниатюр. На постановку картины ушло шесть лет!
В 1961 году выходит фильм-карикатура "Сто один далматинский дог", а за ним музыкальная комедия "Мэри Поппинс". Оригинальность постановки, удачное и безукоризненно выполненное сочетание натурных сцен с мультипликацией, хороший состав артистов позволили "Мэри Поппинс" выдвинуться в число десяти лучших американских фильмов за 1964 год.
В конце жизни Дисней обратился к творчеству Редьярда Киплинга и его "Книге джунглей". Подготовительные работы продолжались уже более двух лет, когда врачи обнаружили у Диснея рак легких. 15 декабря 1966 года Дисней умер в Бербенке вскоре после проведенной операции.
Постановка "Книги джунглей" была завершена под руководством Вольфганга Рейтермана — наиболее опытного в режиссуре из диснеевских художников-ветеранов или "стариков", как обычно называл их мэтр. Фрэнк Томас писал в своей книге: "Уолт был на голову выше всех. У него был талант — вытянуть из ребят больше, чем они могли без него. Когда он отошел от нас, это кончилось..."