Лучший Форум Мультфильмов

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Лучший Форум Мультфильмов » Всё о мультфильмах » История появления мультфильмов или как придумали анимацию?


История появления мультфильмов или как придумали анимацию?

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Как появились мультфильмы и вообще что же такое анимация?

Анимация (animation) - производное от латинского "anima" - душа, следовательно, анимация означает одушевление или оживление. В нашем кино анимацию чаще называют мультипликацией (дословно - "размножение"). Искусство анимации, как это ни парадоксально, старше самого кино, которое во многом именно ей обязано своим рождением.

Художники всех времен и народов мечтали о возможности передать в своих произведениях подлинное движение жизни. Стремление человечества запечатлеть в рисунке движение, наблюдаемое в природе и жизни, мы находим в памятниках глубокой древности, когда первобытный художник изображал на камне различных животных и людей или занимался резьбой по дереву и кости. Так в первобытных рисунках северных народностей нашей страны мы видим бегущего оленя, изображенного с большим количеством ног, как бы показывающих стремительность его бега; танцующего охотника с восемью ногами и руками, которыми переданы различные моменты движения в танце. Такие же рисунки мы находим у народов Южной Африки, индейцев Северной и Южной Америки и многих других. Человек наблюдал жизнь, видел движение в жизни и старался воспроизвести, запечатлеть это движение в своих примитивных рисунках доступными ему средствами.

Яркую передачу движения находим мы в искусстве древнего Египта и древней Греции - в скульптурных рельефах, в росписях гробниц и храмов фараонов и в рисунках, украшающих вазы.

http://www.myltik.ru/interes/history/vase.jpg

Вполне вероятно, что первым толчком в этом направлении еще в доисторические времена был горящий костер, его беспрестанно изменяющиеся, пляшущие тени. В дальнейшем стремление получить иллюзию движения от рисунка привело к созданию китайского театра теней, когда тени рисунков, проецируемые на освещенной плоскости, начали двигаться - начали жить. В этом уже был заложен один из основных элементов будущего искусства мультипликации.

Предыстория
70-е годы до н.э. - Римский поэт и философ Лукреций в трактате "О природе вещей" описал приспособление для высвечивания на экране движущихся рисунков.
Х-ХI вв. - Первые упоминания о китайском театре теней - типе зрелища, визуально близком будущему анимационному фильму.
XV в. - Появились книжки с рисунками, воспроизводившими различные фазы движения человеческой фигуры. Свернутые в рулон, а затем мгновенно разворачивавшиеся, эти книжки создавали иллюзию оживших рисунков.

http://www.myltik.ru/interes/history/knijka.gif

В средние века также находились умельцы, развлекавшие публику сеансами движущихся картинок при помощи оптических устройств наподобие фильмоскопов, куда вставляли прозрачные пластины с рисунками. Такие аппараты называли волшебным фонарем или по-латински "laterna magica".

http://forumupload.ru/uploads/0003/cd/5c/555-2-f.jpg

1646 г. - иезуитский монах Атанасиус Киршер дал первое описание устройства сконструированного им "волшебного фонаря" - прибора, который высвечивал изображение на прозрачном стекле. С XVII века в бродячих театрах по всей Европе проводились такие представления.

1832 г. - Попытки найти способы оживления рисунков посредством специальных аппаратов задолго предшествуют появлению кинематографа. Молодой бельгийский профессор Жозеф Плато построил еще в 1832 году маленький лабораторный прибор - фенакистископ, конструкция которого основана на способности сетчатки человеческого глаза сохранять изображения (название это происходит от греческого слова "фенакс" - обманщик и корня "скоп" - смотреть).

http://www.myltik.ru/interes/history/babinten01.gif

Ощущения, возникающие в наших органах чувств, не угасают сразу. Некоторое время глаз сохраняет световое изображение предмета и после того как перестает смотреть на него. Наш палец на какое-то время сохраняет ощущение предмета, которого он только что касался. Способность сетчатки человеческого глаза сохранять изображение позволяет нам видеть огненный круг в воздухе, когда вращают горящий факел, звездный след и т.п.

Изобретение фенакистископа значительно приблизило нас к молодому искусству рисованного фильма и вообще к созданию кинематографа. Вот как описывает Жозеф Плато свое изобретение:
"Мой прибор состоит из черного картонного диска диаметром приблизительно 25 сантиметров, насаженного на ось подобно колесу. Недалеко от внешней окружности диска проделано до двадцати отверстий в виде радиально направленных щелей. Эти щели могут иметь около 2 мм ширины и 2 см длины и должны быть проделаны на равных расстояниях друг от друга. Для наблюдения изменяющихся явлений в их истинном виде поступают следующим образом: приводят диск в достаточно быстрое вращение, закрывают один глаз, а другим смотрят сквозь образующуюся от быстрого вращения щелей прозрачную полосу на движущийся предмет."

http://www.myltik.ru/interes/history/fenakistoscop.gif

1832 г. - Тот же принцип был положен венским профессором Симоном фон Штампефером в основу стробоскопа. Эффект видимого движения при смене неподвижных изображений, сделанных на внутреннем диске, стал называться стробоскопическим эффектом. В середине XIX века этот прибор под названием "стробоскоп" получил широкое распространение как техническая игрушка. По существу это было рождением мультипликации в самой примитивной форме. Для того чтобы получить в стробоскопе или на киноэкране нужное движение, художнику приходится изготовлять (множить) большое количество рисунков, раскладывающих то или иное движение на составляющие его элементы. "Стробоскопом" был назван картонный барабан, насаженный на ось. На внутренней стороне этого барабана на бумажной ленте находилась серия рисунков (обычно их было от восьми до двенадцати), иллюстрирующих последовательные фазы движения человека или животного, совершающего определенное действие, например: бег страуса, ходьбу слона, скачку лошади, прыжки ребенка со скакалкой и т.п. Каждый последующий рисунок немного отличался от предыдущего тем, что он воспроизводил новый момент движения; последний рисунок каждого цикла являлся как бы замыкающим по отношению к первому рисунку. Вставив бумажную ленту с рисунками в барабан с узкими, продолговатыми отверстиями, прорезанными против каждого рисунка, и вращая барабан вокруг оси, зритель видел быструю последовательную смену рисунков, которая создавала полную иллюзию их движения.
1834 г. - Зоотроп, в котором, подобно стробоскопу, двигались наклеенные на ленту рисунки, был сконструирован английским математиком Уильямом Джорджем Хорнером. Впрочем, в оригинале аппарат Хорнера назывался "дедалеум" (в честь Дедала, который, по преданию, создал движущиеся картины людей и животных), и лишь последующие варианты этого аппарата (в частности, аппарат, который сконструировал в 1860 году француз Дезвинь, и аналогичный аппарат американца Уильяма Е. Линкольна) закрепили за всеми подобными устройствами название "зоотропа".

http://www.myltik.ru/interes/history/zootrope.jpg

http://www.myltik.ru/interes/history/zoo.gif

1853 г. - Австриец барон фон Ухациус, сконструировав стробоскоп, в котором изображения помещались на стеклянном диске и освещались масляной лампой, впервые спроецировал их на экран.
1861 г. - Кинематоскоп американца Колмана Селлерса представлял серию наклеенных на барабан фотографий, сменявших друг друга перед глазами зрителя.
1870 г. - Генри Хейл из Колумбуса (штат Огайо) организовал первый в истории публичный сеанс "живой" фотографии. Он применил волшебный фонарь, проецирующий диапозитивы, размещенные на диске. Фазатрон, так назывался аппарат Хейла, отличался от аппарата Ухациуса только тем, что рисунки в нем были заменены фотографиями. На диске Хейла были помещены последовательные фазы движения вальсирующей пары. Главным препятствием в "оживлении" фотографий на экране была сложность воссоздания последовательных фаз движения, и изобретательная мысль привела в дальнейшем к весьма интересным открытиям.
1877 г. - француз Эмиль Рейно, заимствовав вращательный барабан зоотропа Хорнера и усовершенствовав зеркальную систему фенакистископа Жозефа Плато, создал новый, более совершенный прибор, назвав его "праксиноскопом" Рейно. Этот день можно считать днем рождения анимации, а именно 30 августа 1877 года, когда в Париже был запатентован подобный аппарат - праксиноскоп Эмиля Рейно.

http://www.myltik.ru/interes/history/praxinoscope.jpg

1880 г. - Соединив свой праксиноскоп с проекционным фонарем, Эмиль Рейно с большим успехом демонстрировал свои рисунки на экране. Но это еще было простая форма мультипликации. И только когда Эмилю Рейно пришла идея заменить в ленте барабана цикловые рисунки, которые воспроизводили одно и то же движение, начиная и замыкая его, более длинными лентами, на которых в последовательных рисунках разыгрывались занимательные сюжеты маленьких смешных пьесок, буффонады, и пантомимы, тогда он действительно создал искусство мультипликации, искусство "одушевленного рисунка", придав ему форму спектакля.

В то же время, с 1870 года, в Сан-Франциско англичанин Эдвард Мюйбридж начал свою работу по съемке последовательных фаз движения. Его исследования и по сей день служат значительным вкладом в изучение движения животных и человека. Они представляют огромный интерес для художников и особенно для мультипликаторов. Работами Мюйбриджа заинтересовались такие крупные ученые и художники, как Жюль Маре, Гельмгольц, Мейссонье, Эдгар Дега, Жерико и Делакруа. Когда Мейссонье впервые увидел фотографии бегущих и скачущих лошадей, он был поражен. "Аппарат врет", - заявил Мейссонье. Положение ног лошадей противоречило привычным канонам, принятым по картинам Рафаэля, Берне и Жерико. Художник Мейссонье, будучи баталистом, серьезно изучал движения лошадей. Его работами восхищались Бодлер и Делакруа. Когда ему нужно было нарисовать лошадь в движении, он следовал в тележке рядом с бегущей лошадью и делал множество набросков с натуры. Фотографии Мюйбриджа казались безобразными и неправильными. Жюль Маре пишет по этому поводу: "Разве неизвестное не кажется нам безобразным? Разве истина, когда мы видим ее впервые, всегда радует наш глаз? Мы задавали себе этот вопрос, рассматривая моментальные снимки скачущих лошадей. Положение лошади при беге, установленное аппаратом Мюйбриджа, часто казалось неправдоподобным." Мюйбридж решил спор опытным путем. Когда рисунки, сделанные по моментальным фотографиям, показали в движении на экране, самые неверующие сдались.

http://www.myltik.ru/interes/history/babinten02.gif

Несмотря на сравнительно примитивные методы съемки, работы Мюйбриджа пробудили во всем мире дух изобретательства и значительно ускорили развитие движущейся фотографии. Появляется "фотографическое ружье" физиолога Жюля Марея. Ученый обратился во Французскую Академию наук с письмом, в котором он заявлял, что собирается "с помощью моментальной фотографии произвести полный анализ различных форм движения включая полет птиц." В апреле 1882 года Жюль Марей отправился в окрестности Неаполя и пятнадцать дней спустя представил в Академию наук первые, еще далекие от совершенства снимки полета птиц над Неаполитанским заливом.

1884 год - Марей создал первый хронофотографический аппарат. Опыты Мюйбриджа и Марея внесли значительный вклад в изучение движений человека и животных и в развитие техники.
1885 г. - Герман Кастлера создает мутоскоп - прибор с барабаном, в котором помещалась тысяча (и больше) рисунков.

http://www.myltik.ru/interes/history/mutoscope.jpg

Шли годы новых поисков, годы новых открытий... Возникла фотографическая промышленность. Открылись фабрики пластинок, фотоаппаратуры, кинопленки. Успешное развитие фотографии позволило в дальнейшем заменить в стробоскопе рисунки фотоснимками, а изобретение прозрачной целлулоидной ленты, покрытой чувствительной эмульсией, и рождение киноаппарата дало возможность увеличить количество отдельных картинок и открыло большие перспективы по "одушевлению" рисунка на экране.

1888 г. - Рейно усовершенствовал свой праксиноскоп, перенес рисунки на целлулоидную ленту (35 мм) и высветил ее на большом экране в кругу своих родных и друзей. С 1892 года Рейно устраивает специальные показы в музее Гревен и дает им название "Оптический театр".

http://www.myltik.ru/interes/history/theatreoptique.jpg

Таким образом, Эмиль Рейно считается отцом анимационного кино. Его ленту "Вокруг кабины" ("Аutor d'une cabinе", 1894), в которой присутствует настоящий, с элементами юмора, сюжет (он разворачивается на морском пляже), французский историк кино Жорж Садуль назвал ключевым моментом в развитии анимационного кинематографа. В ленте было около 500 рисунков, рассчитанных на показ в течение 12 минут. Эмиль Рейно не только изобретатель техники, но прежде всего - создатель элементарных основ мультипликации. Еще до рождения кинематографа он нашел основной метод одушевления рисунков, получивший во Франции название "image par image" т.е. изображение за изображением, рисунок за рисунком, широко разработанный сейчас в кинематографии искусства рисованного фильма. Интересно, что уже тогда Эмиль Рейно нашел способ отделения рисунков движения своих героев от декораций на фоне которых эти движения воспроизводились. Изготовление рисунков для его пантомим производилось им на прозрачных желатиновых, пластинках, каждая из них вверху и внизу имела по два отверстия, что позволяло Эмилю Рейно, как и в современной мультипликации, точно корректировать местоположение рисунков.

До момента первой публичной проекции фильмов братьями Люмьер (1895), да и после этого, появилось очень много подобных приборов. Среди их конструкторов были Рейландер, Угатиус, Гудвин, Ньепс, Дагерр, Скотт Арчер, Эдисон. К провозвестникам анимации можно с уверенностью отнести Жоржа Мельеса. Он запатентовал ряд кинематографических приборов, которые позволяли делать задержки, замедления, ускорения, накладывание изображений одно на другое. Тем временем - главным образом в американской и французской печатной периодике - быстро развиваются жанры сатирической иллюстрации и комикса. Именно они стали неиссякаемым источником - и тематическим, и пластическим - для анимации.

Изобретение братьев Люмьер, которые в 1895 г. разработали конструкцию киноаппарата для съемки и проекции движущихся фотографий, назвав его кинематографом, нанесло смертельный удар "Оптическому театру" Эмиля Рейно. Опытная демонстрация фильма, заснятого на кинопленке, состоялась в марте 1895 г., а в конце декабря того же года в Париже уже начал функционировать первый кинотеатр.
Рождение кинематографа вытеснило мультипликацию. На некоторое время ее предали забвению, увлекшись перспективами быстро развивающейся игровой кинематографии. В 1910 году Рейно, подавленный постигшими его затем неудачами, утопил все оборудование и свои фильмы в Сене. В 1916 году он умер в приюте для бедняков.

Развитие анимации

Изобретение братьев Люмьер, которые в 1895 г. разработали конструкцию киноаппарата для съемки и проекции движущихся фотографий, назвав его кинематографом, нанесло удар по зарождающейся анимации. Опытная демонстрация фильма, заснятого на кинопленке, состоялась в марте 1895 г., а в конце декабря того же года в Париже уже начал функционировать первый кинотеатр. Рождение кинематографа вытеснило мультипликацию. На некоторое время ее предали забвению, увлекшись перспективами быстро развивающейся игровой кинематографии. Но прошло немного времени, и пришлось вновь обратиться к мультипликации.

1898 г. - Джон Стюарт Блэктон и Альберт Э. Смит сняли первый кукольный фильм "Цирк лилипутов" ("Тhe Humptu Dumptu Circus"). Они использовали деревянные игрушки, а также эффект иллюзии движения, обнаруженный ими случайно во время работы над трюковым фильмом, когда на короткое время они выключали камеру, что бы заменить объект съемки.
1899 г. - Брайан Артур Мельбурн Купер снял фильм "Спички: Призыв" ("Маtches: An Appeal"), в котором действуют одушевленные спички (фильм призывал помочь солдатам, сражавшимся в Англо-бурской войне). В 1907 году Купер снял анимационный эпизод, в котором задействовал плюшевых медвежат ("Тhe Teddy Bears").

Начало XX века - Американец Стюарт Блэктон открыл секрет покадровой мультипликационной съемки - изображение за изображением, названной в США "One turn, one picture" - один поворот, одна картина (когда один поворот ручки киносъемочного аппарат фиксировал на пленке один кадр изображения). В первом фильме Стюарта Блэктона "Отель с привидениями" (1906 г.) все вещи без посторонней помощи сами передвигались по комнате. Тогда это явление рассматривалось как какое-то чудо.

http://www.myltik.ru/interes/history/blackton.jpg

1906 г. - Джон Стюарт Блэктон и Альберт Э. Смит, основатели кинематографического объединения "Витаграф", сделали серию анимационных фильмов "Комические фазы смешных лиц" ("Нumorous Phases of Funny Faces").

http://www.myltik.ru/interes/history/faces.gif

Вальтер Р. Бут снимает фильм "Рука художника" ("Тhe Hand of the Artist") о том, как из-под руки рисовальщика появляется картина и как она "оживает".
1906-1907 г. - Стюарт Блэктон снял мультипликационный фильм "Волшебная автоматическая ручка". На экране появлялась волшебная ручка, которая изображала фигуру курильщика, пускающего дым от папиросы. Напротив фигуры курильщика ручка рисовала силуэт женской фигуры. Дым распространялся по кадру. Вот и все содержание этого весьма примитивного фильма. И, несмотря на это, фильм пользовался большим успехом не только в Америке, но и в других странах. В России он демонстрировался под названием "Мечта курильщика". Но Стюарт Блэктон, нашедший метод покадровой мультипликационной съемки, не создал в кинематографе искусства мультипликации. Он только открыл технический прием, не сумев его полноценно развить и создать на основе его особый вид искусства.

http://www.myltik.ru/interes/history/magic_pen.jpg

1907 г. - После нескольких месяцев исканий европейским техникам удалось раскрыть "тайну" Стюарта Блэктона. Эту задачу с успехом разрешил французский художник-карикатурист Эмиль Коль (настоящая фамилия Куртэ), начавший заниматься оживлением рисунка в кинематографии методом покадровой съемки. Эмиль Коль был учеником известного художника Андре Жилля. До начала своей работы в кино он выполнял иллюстрации в различных журналах в виде рассказа в картинках без подписей. Острый и способный выдумщик, Коль отличался чрезвычайно лаконичным и выразительным рисунком. Он обладал также талантом литератора, придумывая для рисунков сюжеты, а для своих фильмов - сценарии. Эти редкие для художника качества несомненно помогли Колю в его работе в новом искусстве.

http://www.myltik.ru/interes/history/emil_kol.jpg

Известная французская кинофабрика Гомона привлекла Коля к работе вначале как сценариста, а затем и как художника - автора юмористических и сатирических мультипликационных фильмов. С 1908 по 1913 год Коль делал короткие рисованные фильмы для нескольких кинофабрик. Первый показ его одушевленных рисунков для публики состоялся 17 августа 1908 г. на экране театра "Жимназ" в Париже.
1908 г. - Эмиль Коль показал свой первый анимационный фильм "Фантасмагория или кошмар фантоша" ("Fantasmagorie"). Он "вдохнул жизнь в рисованные фигуры", которых называл "фантошами" (от французского fantochе, которое, в свою очередь, восходит к итальянскому fantoccio - кукла, марионетка). Первый постоянный персонаж Эмиля Коля в рисованной мультипликации - фантастический, гротесковый герой Фантош, достоинство которого состояло в том, что он уже тогда, несмотря на примитивность рисунка, был наделен своим определенным характером.

http://www.myltik.ru/interes/history/fantoshi.jpg

В мультипликации Эмиль Коль создал свой стиль рисунка, где доминирующим была простота графики, где всегда присутствовало чувство карикатуры, что позволяло ему производить многообразные "каламбуры изображений". Линии его рисунков чудесно трансформировались, заставляя появляться на экране самые различные вещи, которые могла родить фантазия художника. Современником Эмиля Коля был популярный в то время французский график и карикатурист Каран д'Аш, блестящий рассказчик в рисунках, приобретший мировую известность. Творчество Каран д'Аша бесспорно оказало большое влияние на Коля, и, хотя сюжеты его фильмов не были столь совершенны по мысли и по рисунку, лаконизм графической манеры и юмор Коля в сочетании с работоспособностью и большой выдумкой дали возможность ему создать сотни маленьких фильмов для демонстрации от одной до полутора минут (30- 40 м). Успех этих фильмов был огромный.
Интересно, что Коль не ограничивался одними лишь средствами графической мультипликации. Часто он совмещал натурные кадры с рисованными, а иногда пытался использовать в одном кадре рисунок и фотографию. Декорации, на фоне которых "работали" персонажи фильмов, тоже отличались скупым и выразительным решением. Именно ему анимация обязана такими нововведениями, как соединение игрового (актерского) фильма с рисованным и кукольными фильмами ("Сияние испанской луны" / "Сlaire de Lune espagnol", 1909).
Фильмы Э.Коля были всегда юмористичны, в них разыгрывались пародии, бытовые сценки, а иногда и политические карикатуры. Даже в первых своих работах он ставил художественные задачи, но это были лишь робкие шаги молодого искусства. Но несмотря на примитивный способ производства съемки, мультипликационные фильмы Коля были сделаны на злободневные темы. Будучи режиссером, художником, сценаристом и оператором, Эмиль Коль доказал возможность для кинолюбителей осуществить создание рисованных мультипликаций самостоятельно, не прибегая к организации больших коллективов и сложного технического оборудования. К сожалению, в конце жизни Эмиль Коль оказался в приюте для бедняков, а в 1937 г. умер от ожоговых ран. Почти все его работы утрачены.

Значительную роль в развитии мультипликации сыграл весьма изобретательный испанский оператор Сегундо де Шомон, начавший свои опыты в области мультипликации в 1904-1905 годах, когда он работал в барселонской мастерской фирмы Патэ.

http://www.myltik.ru/interes/history/chomon.jpg

Шомон придумал новый прием съемки надписей: беспорядочно разбросанные в кадре буквы сами складывались на глазах зрителей в различные надписи. Прошло уже более пятидесяти лет, но и сегодня этот способ съемки надписей применяется в ряде фильмов. Эффект живых надписей с движущимися буквами может быть достигнут двумя способами. Первый из них - обратная съемка. Уложенные в порядке отдельные вырезанные из бумаги, картона или фанеры буквы приводят в беспорядок, разбрасывают. Обратная съемка создает у зрителя впечатление надписи, созданной из хаоса букв, разбросанных в кадре. Того же эффекта можно добиться путем прямой съемки. Для этого разбросанные в беспорядке буквы постепенно передвигают на должное место и снимают покадровой съемкой. Трудно сейчас установить, каким именно способом пользовался Шомон, но имеется авторитетное предположение Жоржа Садуля о том, что Шомон снимал эти "живые надписи" мультипликационным способом. Шомон сделал много интересного в технике кинотрюковой съемки, но эти работы поражали зрителей не искусством, а неожиданностью новых аттракционов.

1911 г. - И снова Америка… Под руководством Блэктона мультипликатор Уинзор Мак-Кей, работавший для газеты "Нью-Йорк Геральд", использовал свой опыт рисовальщика комиксов и достиг высокого уровня в технике анимации и создал фильм "Маленький Немо" ("Little Nemo") по газетному комиксу. Этот фильм, для которого было сделано 4000 рисунков и для большего эффекта раскрашены от руки 35-миллиметровые кадры, наследовал знаковую систему комикса - персонажи кричали в традиционных для комикса "пузырях": "Смотри, мы двигаемся!".

http://www.myltik.ru/interes/history/littlenemo.jpg

Другой его фильм "Динозавр Джерти" ("Gertiе the Dinosaur", 1914) был показан 8 февраля 1914 года в чикагском "Палас-театре" для огромной аудитории. Джерти танцевала на экране, выворачивала с корнем деревья, удерживала на носу мяч.

http://www.myltik.ru/interes/history/gertie.gif

"Потопление Лузитании" (1918) предвосхитило все то, что осуществило анимационное кино в последующие три десятилетия. Главным препятствием на пути к коммерческому успеху мультипликации была высокая трудоемкость процесса создания фильмов. Для сокращения расходов было применено несколько технических изобретений. В 1913 Э. Херд и Дж.Р.Брей разработали принципы рисования на целлулоидной пленке, в 1914 Р. Барр усовершенствовал систему точного позиционирования рисунков перед камерой при помощи крючков (шпилек).
1913 г. - Американец Джон Рэндольф Брэй в фильме "Сон художника" ("Тhe Artist's Dream") впервые применил упрощенную анимационную технологию: на статичный, неизменный рисунок накладывались клише с меняющимися, подвижными элементами. Это был первый шаг по направлению к механизации аниматорского труда. В 1914 году Брэй начал серию "Полковник Враль" ("Сolonel Heeza Liar"), в которой впервые появился постоянный персонаж с определенными внешними особенностями и чертами характера.

http://www.myltik.ru/interes/history/colonel.jpg

Впоследствии Джон Р. Брэй запатентовал все известные к тому времени виды анимационной техники, подписал контракт с фирмами "Парамаунт" и "Голдин", создал студийную систему производства анимационных фильмов.
С 1915 года объединение "Вray-Наrd Рrocess Соmpany" выпустило знаменитые серии: "Безумный Кот", "Джерри на работе" ("Сrazy Cat", "Jerry on the Job"), все они имели один источник - печатавшиеся в прессе рисованные истории. Персонажи мультфильмов заимствовались из газетных комиксов либо придумывались на студиях. В это же время были начаты серии с постоянными персонажами: "Кот Феликс" ("Felix the Cat", Отто Месмер) и "Коко-клоун" ("Коко the Clown"), которая в 1921 году превратилась в серию "Из чернильницы" ("Оut of the Inkwell", Макс и Дэйв Флейшер).

http://www.myltik.ru/interes/history/felix_koko.jpg

Эта последняя серия неизменно начиналась с эпизода "живой руки художника", которая извлекала из чернильницы Коко, получившего небывалую популярность. Рисованные эпизоды здесь чередовались с игровыми. Австрийцы по происхождению, братья Флейшер были блестящими карикатуристами. Они работали для студии "Парамаунт", где и создали двух очень популярных персонажейпучеглазого морячка Попая и девочку-вамп Бетти Буп.

http://www.myltik.ru/interes/history/betty.gif

6 декабря 1915 года братья запатентовали ротоскоп - прибор, позволявший аниматорам раскладывать на фазы движения реальных людей из демонстрированного фильма - это были поиски большего анимационного правдоподобия. Братья делали также просветительские фильмы (например, четырехчастный фильм с анимационными эпизодами о теории вероятности Эйнштейна, 1921).

1916 г. - Примерно в это время начала формироваться система производства и распространения анимационных фильмов, которая опиралась на четкое функциональное разделение труда. Индивидуальное, ручное творчество не исчезло окончательно, но возросшие требования потребителей анимационных фильмов привели к созданию финансово и технологически оснащенных организаций, а также штата профессионально подготовленных работников.
1916 г. - Сегундо де Шомон и итальянец Джованни Пастроне снимают фильм, в котором соединяют актерские и кукольные эпизоды, - "Война и сон Мони" ("La Guerra e il sogno di Moni").
1917 г. - Премьера первого полнометражного художественного анимационного фильма "Еl Apostol" режиссера из Аргентины Квирини Кристиани.

Пионером русской мультипликации считается художник и оператор Владислав Александрович Старевич, который в 1910-х годах в киноателье А.А.Ханжонкова разработал особую художественную технику и прием для постановки и съемки объемно кукольной мультипликации, сохранившуюся в своих основных чертах и по настоящее время. Им были созданы в России первые в мире объемно-мультипликационные фильмы.

http://www.myltik.ru/interes/history/starevich.jpg

Так, в 1912 г. В.А.Старевич выпустил пародийные мультипликационные фильмы "Прекрасная Люканида, или война рогачей с усачами" и другой под названием "Авиационная неделя насекомых". В этих фильмах участвовали специально разработанные Старевичем куклы различных насекомых, которые на основе мягкой проволочной конструкции могли перемещаться, видоизменять свою форму, принимать различные позы и производить разнообразные движения. Старевич старался найти в поведении своих персонажей такие характеристики, которые приближали бы их к людям. Его куклы совершали характерные действия, в процессе которых стремились показать человеческие чувства, донося до зрителей своим поведением и поступками идею, содержание и сюжет фильма.

http://www.myltik.ru/interes/history/lukanida.jpg

В 1913 г. В.А.Старевич создает мультипликационный фильм: "Стрекоза и муравей". Это произведение, сделанное по известной басне Крылова, имело огромный успех и принесло ему мировую известность. Фильм "Стрекоза и муравей" разошелся в количестве 140 копий, что для кинематографии того времени было невероятным явлением.
Помимо кукольной мультипликации В.А.Старевич, первый из кинематографистов России, занимался и рисованной мультипликацией. В 1913 г. он делает мультипликационную вставку в фильм "Ночь перед рождеством" по повести Н.В.Гоголя. В ней было показано, как Черт и Солоха вылетают на метле из трубы хаты, путешествуют по звездному небу, крадут месяц и возвращаются домой.
Американские фирмы несколько раз предлагали Старевичу продать секрет конструкции его кукол и перейти к ним работать, но он категорически отвергал эти предложения. В развитии русского мультипликационного искусства В.А.Старевич сыграл примерно такую же, если не большую, роль, какую в свое время в иностранной мультипликации сыграл французский художник Эмиль Коль.

По материалам сайта wwwmyltik.ru

0

2

Хроника развития мультипликационных технологий

История анимации насыщена событиями и фактами всего немногим больше 100 лет, но рассмотреть каждый шаг отдельно займет не один час и не один день. Притом эти события происходили в разных странах и в разное время. Давайте попробуем пробежаться по основным историческим датам в анимации зарубежных стран, т.е. составим что-то наподобие хроники. Первоначальный вариант такой хроники был опубликован польским журналом "Квартальник фильмовы" в специальном номере, посвященном анимации (№. 19-20 / Zimа1997-Wiosnа 1998). Затем украинский журнал "Kiно-коло", взяв польский вариант за основу, дополнил его и опубликовал в № 7 (осень- зима) за 2000 год. После чего хроника была опубликована с дополнениями и уточнениями в "Киноведческих записках". Дополнив последний вариант этой хроники кадрами и фотографиями, мы предлагаем вам ознакомиться с ключевыми моментами в анимации стран зарубежья. При этом следует принять во внимание, что это не летопись творческих достижений мировой анимации, а лишь беглый обзор технологической эволюции анимационного кинематографа.

Начало эпохи звезд в анимационном кино
1916 г. - Примерно в это время начала формироваться система производства и распространения анимационных фильмов, которая опиралась на четкое функциональное разделение труда. Индивидуальное, ручное творчество не исчезло окончательно, но возросшие требования потребителей анимационных фильмов привели к созданию финансово и технологически оснащенных организаций, а также штата профессионально подготовленных работников.
1917 г. - Премьера первого полнометражного художественного анимационного фильма "Еl Apostol" режиссера из Аргентины Квирини Кристиани.

http://www.myltik.ru/interes/history/quirino_cristiani.jpg

1918 г. - В Соединенных Штатах появляются первые просветительские и инструктивные фильмы.
1920 г. - В развитие авангардной анимации вносят свой вклад дадаисты. Они делают монтаж из фотографий, трактуемых ими как "готовые вещи" (ready made), а также из материалов, вырезанных из газет и иллюстрированных журналов. Разрабатывается множество технических усовершенствований для спецэффектов.
1921 г. - В Берлине состоялась премьера абстракционистского анимационного фильма Вальтера Рутмана "Игра света. Опус 1" ("Lichtspiel/ Opus 1"). Цветные, вручную раскрашенные эпизоды сопровождались "живой музыкой". В следующем году Рутман продолжил работу над серией "Опус" ("Опус 22", "Опус 23"). Годом позже Рутман сделает анимационный эпизод "Сон о соколах" для "Нибелунгов" Фрица Ланга.

http://www.myltik.ru/interes/history/walter_ruttaman.jpg

Ганс Рихтер создает абстрактный мультипликационный этюд "Ритм 21", за которым следуют, соответственно годам, "Ритм 22" и "Ритм 23".
В Канзас-сити Уолт Дисней дебютирует в качестве автора анимационных фильмов совместно с Юбом Айверксом и группой начинающих аниматоров. Они делают на заказ короткие фильмы, так называемые "Смехограммы" ("Laughgrams"), которые демонстрируются перед игровыми картинами.

http://www.myltik.ru/interes/history/disney_thirties.jpg

1923 г. - Во Франции Ман Рэй показывает фильм "Возвращение к разуму" ("Retour a Raison"), в котором была применена техника рэйограмов. Она заключалась в подсвечивании кинопленки, на которой раскладывались различные предметы. Некоторые фрагменты фильма были сделаны без использования камеры.

Дисней переехал в Лос-Анджелес, где вместе с братом основал киностудию. С помощью старых сотрудников он делает серию про Алису в стране анимации, в которой анимационные фрагменты сочетались с актерскими эпизодами.
1924 г. - Премьера фильма Фернана Леже "Механический балет", в котором соединялись фотофрагменты, рисунки, нанесенные на ленту, классическая анимация (например, кубистическая фигура Чаплина или танец ног) и спецэффекты.
1925 г. - Викинг Эггелинг (шведский художник-абстракционист, живший в Германии) показывает знаменитую "Диагональную симфонию", в которой оживают геометрические фигуры, сочетающиеся с ритмом.
Премьера фильма "Скамейка под цветущей вишней" японца Нобуро Офуджи. Его творчество питали китайский театр теней и японские народные сказки и легенды.
Фишер в фильме "Поехали вместе в моем самолете" ("Come Таlсе а Тrip in My Airship") осуществил первые пробы в звуковом кино по системе Lee De Forest's Phonofilm.
1926 г. - Лотта Райнигер (при участии ее мужа Карла Коха, а также Вальтера Рутмана и Бертольда Бартоша) сняла на студии УФА в Германии полнометражный анимационный фильм "Приключения принца Ахмеда", использовав вырезанные из бумаги силуэты. Так же, как Офуджи, она обратились к китайскому театру теней.

http://www.myltik.ru/interes/history/adventure_of_prince_achmed.jpg

В той же технике сделаны ее последующие фильмы: "Папагено" (1935), "Сераль" и другие, а также серия фильмов с постоянным героем - доктором Дулиттлом: "Доктор Дулиттл и его звери" (1928), "Приключения Доктора Дулиттла" и "Лев" (1930). Ее уникальному опыту были посвящены документальные ленты: "Рождение силуэтного фильма" (1953, озвучена и выпущена в 1971 году), "Движущиеся образы" и "Теневой фильм" (оба - в 1975 году, с участием и комментариями самой Лотты Райнигер).
На студии Уолта Диснея созданы первые фильмы с кроликом Освальдом. Однако Дисней вскоре потерял права на этого персонажа по причине неудачно составленного контракта.

http://www.myltik.ru/interes/history/oswald.jpg

Тем не менее на протяжении нескольких десятилетий Дисней будет некоронованным королем анимации. Его студия сыграла ключевую роль в решении многих проблем: в разработке характера героя анимационного фильма, в организации производства, технических нововведений - прежде всего в области цвета и звука - и, наконец, в дистрибуции анимационных фильмов, их рекламы и рыночного использования популярности фильмов посредством торговли разными мелочами, журналами, книжками и музыкальными записями, имевшими прямое отношение к фильмам.
1928 г. - Рождение Мышонка Микки-Микки Мауса, самого популярного рисованного персонажа в истории анимационного кино. Третий фильм этой серии, "Пароходик Вилли" ("Steamboat Willie", 1928) - первая сохранившаяся звуковая лента. Через год Уолт Дисней снял "Танец скелетов" ("Skeleton Dancе"), первый из серии "Забавные симфонии", где задуманный синтез музыки и изображения, разработанный Чарлзом Столлингом, приобрел реальные черты.

http://www.myltik.ru/interes/history/mickey_disney.jpg http://www.myltik.ru/interes/history/steamboatwillie.jpg http://www.myltik.ru/interes/history/skeleton.jpg 

Это начинание позднее было развито в их "Фантазии" (1940). Одним из "столпов" киностудии Диснея на первом этапе ее развития был Юб Айверкс.

http://www.myltik.ru/interes/history/ub_iwerks.jpg

Это ему, одаренному исключительной фантазией и талантом художнику, приписывают разработку пластической концепции Освальда и Микки-Мауса. Позднее, работая самостоятельно, Айверкс создал персонажи Лягушонка Флипа и Вилли Вупера.

http://www.myltik.ru/interes/history/flip_the_frog.jpg

Когда в 1940 году он возвратился в фирму "Уолт Дисней Продакшн", то разрабатывал главным образом спецэффекты. Айверкс инициировал множество изобретений: использование в анимации ксерографии, трехкамерной системы для синерамы и др. Он умер в 1971 году.
В конце 20-х годов американские мультипликаторы заменили метод перекладки рисунками фаз, исполненных на прозрачных листах целлулоида и накладываемых на непрозрачный фон. С этого времени "целлулоидная" технология стала преобладать в мировой мультипликации.
1930 г. - В Китае осуществляется постановка первого анимационного фильма "Танец верблюдов" (режиссеры - братья Ванг).
Дюла Мачкашши, пионер венгерской анимации, и его соотечественник Джон Халас (впоследствии покинувший Венгрию и ставший крупнейшим мастером мировой анимации) основали студию по производству анимационных и рекламных фильмов.

1931 г. - В Аргентине Кристиани поставил первый полнометражный анимационный звуковой фильм "Рeludopolis".
1932 г. - Премьера первого цветного анимационного фильма "Цветы и деревья" ("Flowers and Trees") продукции Диснея.

http://www.myltik.ru/interes/history/flowers_and_trees.jpg

1933 г. - Шотландец Норман Мак-Ларен начал экспериментировать в области абстрактного фильма без использования камеры. Сначала он и его Друг Стюарт Макалистер смывали эмульсию со старой бракованной кинокопии и получали прозрачную целлулоидную ленту, на которой, не придерживаясь покадрового разделения, рисовали изображение. Это были преимущественно геометрические фигуры: линии, кружочки, треугольники или точки. Фигуры размещались одна под другой. В качестве материала использовались цветная прозрачная мастика, черная китайская тушь и разнообразная цветная тинктура. Проекция давала блестящий результат. На экране танцевали абстрактные линии и пятна. Затем Мак-Ларен начал экспериментировать с "рисованием" звука на звуковой дорожке. Об особенностях этой технологии Мак-Ларен узнал из описаний "рисованного звука" в изданной в СССР книге "Мультипликационный фильм" (1936), которую он изучал и переводил.

http://www.myltik.ru/interes/history/norman_mclaren.jpg

Мак-Ларен принадлежит к числу виднейших и самых упорных новаторов в анимации. Но все его формальные поиски были подчинены одной идее - найти путь к преодолению барьера между рисованием как искусством и анимационным фильмом. Кроме абстрактных фильмов: "Камера танцует" ("Саmera Makes Whoopee", 1935), "Звезды и полосы" ("Stars and Stripes", 1939), "Точки и кольца" ("Dots and Loops", 1939) - он снимает документальное кино. В антифашистской ленте "Безграничный ад" он соединяет документальные кадры с анимационными. В 1941 году известный английский режиссер-документалист Джон Грирсон приглашает Мак-Ларена на работу в Канадское Национальное управление кинематографии (National Film Board), где Мак-Ларен создает отделение анимации и делает ряд фильмов бескамерным методом. В первые послевоенные годы он экспериментирует с техникой, позволяющей постепенно менять формы и цветовую гамму своих рисунков, для чего конструирует специальный стол с тремя сменными плоскостями (он называет этот метод системой "фундус"). В 1946 году в фильме "Там, высоко в горах" Мак-Ларен впервые обращается к технике пастели, а уже в 1947-м достигает поразительного совершенства в работе с этой техникой (фильм "Серая курочка" на музыку колыбельной песни). За фильм на темы джазовых композиций Оскара Питерсона "Прочь, нудные заботы" (1949), сделанный методом рисования на ленте, Мак-Ларен получает Гран-при в Венеции (1950) и золотую медаль в Берлине (1951), за фильм "Мерцающая пустота" - Гран-при в Канне (1955). Фильм "Соседи" (1952) удостоен "Оскара". В фильме "Ритмика" (1956) у него действуют трехмерные пространственные фигуры, в знаменитой "Сказочной истории со стулом" (1957) снимается реальный актер, который сосуществует с анимационным стулом. Мак-Ларен, создавший много ярких авторских фильмов, удостоен всевозможных международных наград, он активно участвовал в руководстве канадским кинематографом, работал в ЮНЕСКО, воспитал много достойных аниматоров. Умер в 1987 году.
Во Франции Александр Алексеев в фильме "Ночь на Лысой горе" на музыку М.Мусоргского впервые применил свое изобретение - игольчатый экран. Это плоскость, покрытая сотнями тысяч дырочек, из которых высовываются или в которые втыкаются металлические стерженьки в разнообразных конфигурациях. С их помощью можно, используя игру света и тени, создавать сложные художественные композиции, производящие впечатление ожившей гравюры. В его первом игольчатом экране, созданном им совместно с будущей женой Клер Паркер, было 500000 иголок. Во втором экране, сделанном ими для фильма "Мимоходом" (1943) в Канаде, где они работали с 1940 года по приглашению Национального управления кинематографии, в два раза больше.

http://www.myltik.ru/interes/history/picscreen.jpg

Театральный художник-декоратор и книжный иллюстратор, Алексеев стремился в анимации передать нечеткие, изменчивые формы, призрачность и полутона, он хотел достичь здесь такой силы художественного воздействия, которая сравнима с воздействием традиционных искусств: живописи, музыки, скульптуры, поэзии. В 1951 году Алексеев и Паркер разрабатывают другую новаторскую технику анимации: так называемую "тотализацию". Суть ее состояла в том, чтобы вместо покадрового фиксирования неподвижного предмета точно так же, кадр за кадром, фиксировать движущиеся предметы, соединенные при помощи сложной системы маятников. Таким способом был сделан фильм "Дымы", удостоенный приза в Венеции (1952). На протяжении 40-х годов, используя собственные методики, они создали несколько авторских фильмов, рекламные ролики, заставки (в частности, заставку к "Процессу" Орсона Уэллса, по роману Кафки, 1962). Умер Алексеев в 1982 году. В 1973 году канадский мультипликатор Норман Мак-Ларен посвятил ему 39-минутный фильм "Игольчатый экран" ("Рinsсreen").
1937 г. - Дисней в фильме "Старая мельница" ("Тhe Old Mill") впервые применяет камеру, позволявшую получать глубинную перспективу. В этом же году Дисней выпустил на экраны свой первый полнометражный анимационный фильм - "Белоснежка и семь гномов".

http://www.myltik.ru/interes/history/snow_white.jpg

1940 г. - На студии "Метро-Голдвин-Майер" начинают производство серии "Том и Джерри". Следующие 17 лет над ней работают аниматоры Джозеф Барбера и Уильям Ханна.

http://www.myltik.ru/interes/history/mgm_logo.jpg http://www.myltik.ru/interes/history/tom_and_jerry.jpg

1941 г. - Состоялась премьера "Фантазии" Диснея - фильма, в котором впервые была использована звуковая аппаратура Fantasound, позволявшая получать стереофонический звук. В США по заказу правительства начали выпускать пропагандистские антивоенные и инструктивные фильмы для армии. Во время войны студия Диснея активно поддерживает эту инициативу.
1943 г. - Начиная с этого года, Ханна и Барбера получают шесть "Оскаров" в области анимации за "Тома и Джерри". Дисней также удостаивается "Оскара" за "Забавные симфонии".
Во Франции - премьера анимационного цветного фильма Поля Гримо "Чучело" ("L'Epouvantail"). Гримо, художник по образованию, один из выдающихся французских аниматоров, был прежде всего автором рекламных фильмов, которые делались почти кустарным способом. Но он создал также первый французский полнометражный анимационный фильм "Пастушка и трубочист". Над этой лентой работал Жак Превер, персонажей озвучивали ведущие французские актеры, а музыку сочинил Жозеф Косма. В 1951 году Гримо основал собственную студию. Он был наставником многих известных французских аниматоров (Жак Леру, Мануэль Отеро, Жан Лабели и др.).
1943-1944 гг. - Джеймс и Джон Уитни сняли абстрактные музыкально-художественные анимационные этюды ("Film Exercisesв" - от 1 до 5).

http://www.myltik.ru/interes/history/whitney.jpg

В последующие годы они работали независимо друг от друга. Но продолжали технические эксперименты. В своих работах Джон применял дифракцию света, пропуская его через слой растительного масла. Звуковую дорожку заполняла электронная композиция - "Сельдерей шагает в полночь" ("Сеlery Stalks at Midnigth", 1951). С 1961 года он использует компьютер - "Саtaloque Pemutation" (1970), "Маtrix" (1971). Джеймс снял "Yantreе" (1950-1951), который представлял собою реестр абстрактных форм, источником которых был пульсирующий свет.
1945 г. - В Чехословакии Иржи Трнка дебютировал рисованным фильмом "Посадил дед репку". До этого он иллюстрировал детские сказки. Заинтересовавшись и увлекшись кукольным театром Метерлинка, он создал свой собственный, но вскоре разорился.

http://www.myltik.ru/interes/history/trnka.jpg

После серии рисованных фильмов Трнка начал работать в кукольной анимации. Его работы отмечены изысканностью формы и богатством цвета. Жорж Садуль писал, что они стали реализацией мечтаний чешских скульпторов, связанных с возможностью сделать скульптуру подвижной. Среди этих работ - "Соловей императора" по Г.-Х. Андерсену (1948), "Старинные чешские сказания" (1953), "Приключения бравого солдата Швейка" (1954), "Сон в летнюю ночь" по Шекспиру (1959, приз в Канне). Трнка умер в 1969 году.
Другой значительной фигурой в чехословацком кукольном кино был Карел Земан, дебютировавший в 1945 году фильмом "Рождественский сон". Для воплощения своих замыслов он сочетал технику кукольного и рисованного кино. Его любимым персонажем был Пан Прокоук ("Пан Прокоук - бюрократ", "Пан Прокоук в искушении", "Пан Прокоук - изобретатель", 1947-1949). Чехословацкая анимационная школа приобрела мировую известность.
В США создается студия "Юнайтед Продакшн оф Америка" (ЮПА) во главе со Стивеном Босустовым. Ее создание было реакцией на стиль фильмов и стиль производства Диснея, а за громким названием новой кинокомпании стояла довольно-таки интересная история ее появления на свет. В 1941 году на киностудии Диснея вспыхнула забастовка творческих работников, потребовавших признания своих авторских прав (единственный титр в фильмах Диснея гласил: "Продукция Уолта Диснея"). Забастовка привела даже к вмешательству правительства. Требования забастовщиков были удовлетворены, однако группа ведущих художников все-таки ушла от Диснея. Среди них был и Стивен Босустов. Четыре года он делал коротенькие учебно-образовательные и инструктивные фильмы по заказу военно-промышленных корпораций, а затем на незначительные средства от этих фильмов создал собственную компанию с небольшим количеством работников. Многих талантливых художников привлекла действительно творческая атмосфера студии и возможность воплощать собственные идеи. На студии последовательно разрабатывалась новая, по сравнению с диснеевской, эстетика анимации, базировавшаяся на другом понимании условной природы искусства. Отказ от естественных форм движения, замена их на гротесковые, шаржированные, другая культура рисунка, основанная на традициях карикатуры, упрощение цветовой гаммы (преимущественное использование, двух-трех чистых цветов) - все это усиливало выразительность персонажей. Босустову принадлежала идея создания нового персонажа - близорукого, комично-рассеянного мистера Маги (1949). Этот персонаж очень скоро стал популярным героем большой серии. Коммерческий успех позволил Босустову расширить производство в середине 50-х были открыты филиалы в Нью-Йорке и Лондоне.
ЮПА (или: Ю-Пи-Эй) сыграла большую роль в развитии нового анимационного языка. Сотрудничество с ней дало толчок к плодотворной самостоятельной работе многим мэтрам современной анимации.
1946 г. - При финансовой поддержке Музея искусств Сан-Франциско был организован Фестиваль искусств кино. На нем демонстрировались наиболее интересные авангардистские фильмы, а также прошла ретроспектива Оскара Фишингера.
1947 г. - В Америке средством распространения и популяризации анимационного кино все активнее становится телевидение. Первым телевизионным анимационным сериалом стал "Кролик-крестоносец" ("Сrusader Rabbit") Алекса Андерсона и Джея Барда. Анимация все чаще используется в телевизионной рекламе.

http://www.myltik.ru/interes/history/crusader_rabbit.jpg

1950 г. - В Массачусетсом Технологическом институте проводятся первые эксперименты с компьютерно генерированным изображением. Оскар Фишингер изобрел лумиграф - прибор для получения световых спецэффектов.
1952 г. - В США Бен П. Лаповський использовал аналоговый калькулятор и катодный осциллограф для создания своих "Электронных абстракций".
1954 г.В Великобритании режиссер Джон Халас снял фильм "Звероферма" по мотивам романа Дж. Оруэлла.
1955 г. - Постановка первого канадского полнометражного анимационного фильма "Очарованное село" ("Le Village Enchantе") режиссеров М. и Р. Расико.
Торжественно открыт "Диснейленд" - парк аттракционов и развлечений, воссоздающий атмосферу диснеевского кино.

http://www.myltik.ru/interes/history/disneyland.jpg

1956 г. - Создается студия анимационных фильмов в Загребе (Д.Вукотич, А.Маркс, Б.Колар, З.Боурек, В.Мимица). Первым фильмом "Загребской школы" стал короткометражный "Веселый робот" ("Nestasni Robot", 1956, реж. Душан Вукотич).

http://www.myltik.ru/interes/history/nestasni_robot.jpg

Затем выходят "Ковбой Джимми" Вукотича и Мимицы (1957) и "Суррогат" Вукотича (1961). Они несут в себе черты стиля "упрощенной анимации", авангардности в технике рисунка и графики, а в содержании - едкой иронии и экзистенциального отчаяния. После 1964 года часть художников студии перешла в игровое кино. Однако "Загребская школа" просуществовала до 80-х годов. Ее поздние фильмы имеют ярко выраженный "авторский" характер.
1957 г. - После того, как в кинотеатрах была прекращена демонстрация короткометражных фильмов, Ханна и Барбера основали в Голливуде собственную киностудию, где благодаря максимально упрощенному процессу производства создавались относительно дешевые фильмы - главным образом для телевидения. В последующие годы студией было выпущено 12 популярных серий.
1958 г. - Музей Гугенхейма поддерживает производство экспериментальных фильмов, которые противопоставляются лентам, снятым в студийной системе. Благодаря этой поддержке выходят "Магическая личность" ("Тhe Magic Feature") Гарри Смита, "Человек и его собака на свежем воздухе" ("A Man and his Dogout for Air", Robert Breer).

http://www.myltik.ru/interes/history/a_man_and_his_dog.jpg

1959 г. - В США вышел первый анимационный фильм с Чарли Брауном, героем комикса "Фисташки".

http://www.myltik.ru/interes/history/charlie_brown.jpg

1960 г. - На американском телевидении рождается серия "Флинтстоуны" ("Тhe Flinstones"), которая снималась до конца 70-х. Это был первый сериал для взрослых.

http://www.myltik.ru/interes/history/flinstones.gif

В производстве массовой продукции широко используются вырезанные фигуры, формы, склеенные из папье-маше или вылепленные из пластилина, готовые предметы (ready made), фотографии, коллажи, графика - то есть все то, чем раныше пользовались преимущественно в "авторских" фильмах. По сравнению с традиционной рисованной анимацией этот метод дает некоторую финансовую и временную экономию.
В августе во французском городе Анесси открылся Международный фестиваль анимационных фильмов, задача которого состояла в поддержке экспериментальных лент и новых анимационных технологий. В мире проводится несколько таких специализированных фестивалей - в Штуптарте, Хиросиме, Люцерне, Эдинбурге, Упсале, Бомбее, Монреале, Нью-Йорке и в других городах мира.
1961 г. - Премьера фильма Диснея "101 далматинец", в котором для тиражирования рисунков использовали ксерографию.

http://www.myltik.ru/interes/history/101_dalmatians.jpg

Впервые в анимационной категории "Оскаром" награждается зарубежный фильм. Лауреатом стал Душан Вукотич с фильмом "Суррогат" ("Substitutе").

Ханна и Барбера выпускают на экраны телевизионную серию "Пес Гекльберри". Звездой в ней, кроме главного героя, становится медвежонок Йоги.
Уолт Дисней начинает телевизионный сериал "Мир цвета Уолта Диснея" ("Walt Disney's Colour World"), который живет по сей день.
Айвен Э.Сазерленд сконструировал "Sketchpand" - систему, которая позволяет манипулировать изображением прямо на экране монитора.
1963 г. - В американской компании "Веll Telephone Labaratories" осуществлено производство первого компьютерного анимационного фильма (автор Э.Заяц). Идет быстрое развитие компьютерной графики, в которой помимо технических аспектов все большую роль начинают играть эстетические критерии. А первым аниматором, использовавшим компьютерную графику в плане чисто творческом, стал Петер Фёльдеш (венгр по происхождению), показавший в 1971 году на кинофестивале в Аннеси свой фильм "Меta data".
Киностудия Диснея применила систему "Аudio Anomatronics", которая привела в движение компьютерные модели человека и животного. Электроника начинает играть все более значительную роль в кинопроизводстве. Электронные спецэффекты в анимации (видео, ампекс, сложные камеры для покадровой съемки, компьютерная графика).
1964 г. - Вышел на экраны первый игровой фильм из серии "Розовая пантера" режиссера Блейка Эдвардса. Автором анимационной заставки в этой ленте был Фриц Фриленг. Успех заставки оказался настолько громким, что "розовая пантера" начала жить своей собственной жизнью и стала героиней целой серии анимационных фильмов.

http://www.myltik.ru/interes/history/pink_panther.jpg

Следует вспомнить, что анимационные заставки к игровым картинам уже имели свою многолетнюю традицию. Одним из известнейших специалистов в этой области был Сол Басе, делавший такого рода заставки для Альфреда Хичкока ("Головокружение", 1958), Отто Преминджера ("Анатомия убийства", 1959), Майкла Андерсона ("80 дней вокруг света", 1957) и Стэнли Крамера ("Это безумный, безумный, безумный, безумный мир", 1963).
1965 г. - В США и Германии состоялись многочисленные выставки и демонстрации компьютерной графики (все художники - Бела Юлеш, Михаэль Ноль, Георг Неэс, Фридер Наке - были инженерами). Всё чаще компьютерную графику используют при подготовке разных художественных проектов.
1966 г. - В Массачусетском Технологическом институте разработана система "Genesys", в которой для создания рисунков используется световая кисть. Подобные опыты с генерированием изображения проводятся при поддержке Канадского Национального исследовательского совета (National Research Соuncil).
Чарли Чури из университета штата Огайо при помощи компьютера IВМ-7094 впервые создает портрет человека (Sine Curve Man).
1967 г. - Премьера фильма Валериана Боровчика "Театр господина и госпожи Кабаль" ("Le Theatre de M/ et Mme Kabal "), пропитанного атмосферой сюрреалистическиих ужасов. Боровчик также делал заставки для многих французских игровых фильмов.

На "Экспо-67" в Монреале состоялась демонстрация мультимедийного искусства и анимационных фильмов. В павильоне Чехословакии был показан киноавтомат - первое интерактивное кино, в котором использовался компьютер.
Фонд Рокфеллера основывает в Сан-Франциско Народный центр телевизионных экспериментов. С этого времени лавинообразно растет количество исследовательских центров, работающих на нужды кино, телевидения, образования и промышленности.
1968 г. - Премьера фильма "2001: Космическая одиссея" Стенли Кубрика. Здесь впервые для получения спецэффектов в столь широком объеме используется электроника.

Премьера "Желтой подводной лодки" - сюрреалистического рассказа о группе "Битлз", иллюстрированного их музыкой. Стилистика этого фильма, над которым работали Хайнц Эдельман, Джордж Дин и Фреди Вольф, оказала огромное влияние на мировую моду и способствовала стандартизации определенных художественных вкусов.
1969 г. - Нам Джун Пайк, Алан Капров, Отто Пиен заявляют о себе как о деятелях видеоарта. Организуют показ "Медиум - это медиум" (Medium is the Medium).
Объединение "Сomputer Imagе" представляет в Нью-Йорке SCANIМАТЕ-систему компьютерной анимации, которая позволяет вводить в компьютер и подвергать обработке оригинальные произведения искусства. Изображения можно было уменьшать, увеличивать, соединять, переворачивать, свертывать и т.п.
Премьера "Улицы Сезам", образовательной программы для детей младшего возраста, в которой использовались различные виды анимационной техники.

http://www.myltik.ru/interes/history/sesame_street.jpg

Освальдо Кавандоли (в 40-х годах он сделал первый итальянский полнометражный анимационный фильм "Братья-динамит"/"I fratelli dinamitе") приступил к серии "Линия" ("La Lineа"). Ее герой - человечек, формируемый бесконечно длинной, нескончаемой горизонтальной линией. В рамках этой "своей" линии он существует и проходит через различные приключения. В финале на помощь ему приходит рука художника.

http://www.myltik.ru/interes/history/lalinea.gif

1971 г. - Впервые была представлена система САЕSAR (Соmputer Animated Episodes Single Axis Rotation), спроектированная Ли Гарисоном. Она позволяла создавать короткие анимационные эпизоды и сразу же просматривать их на цветном мониторе. После проверки можно было зафиксировать эпизод в памяти компьютера и продолжать работу.
На помощь аниматорам пришла также система "Сinetron", предоставлявшая возможность делать компьютерный расчет и планирование кадров, с тем чтобы закрепить на экране нужные движения.
Первые фильмы направления "информационного искусства" - "Тайна" ("Еnigmа") американки Лилианы Шварп, "Трансформация" ("Тransformation") француженки Веры Мольнар и "Меta datа" Петера Фёльдеша.
Премьера телевизионного цикла Пайтона "Летучий цирк Монти Пайтона", в котором были широко использованы спецэффекты и различные анимационные технологии.
1972 г. - Премьера американского фильма "Кот Фриц" ("Fritz the Cat") Ральфа Бакши по рисункам андеграундного художника Роберта Грампа. Эта лента, адресованная взрослым зрителям и впервые в истории анимации получившая категорию "Х", была острой сатирой на господствующую идеологию и нравы. Главный герой стал олицетворением бунтарской молодежи.

http://www.myltik.ru/interes/history/fritz_the_cat.jpg

Дуглас Трамбалл и Билл Холанд из США разрабатывают систему, соединяющую камеру с компьютером.
1973 г. - Премьера французского фильма "Дикая планета" ("La planete sauvage") - философской сказки Рене Лану и Ролана Топора.

http://www.myltik.ru/interes/history/la_planet_sauvage2.jpg

1975 г. - Повсеместное применение компьютерной графики на американском телевидении для производства логотипов, заставок, рекламы и т.п. Компьютерная анимация используется большинством студий, которые выпускают коммерческие анимационные фильмы.
Популяризация видеоигр и интерактивной компьютерной графики в США. Джордж Лукас создал ILM (Industrial Light and Magic), задача которой - работа в сфере электронных спецэффектов для кинематографа.

http://www.myltik.ru/interes/history/lucas_ilm.jpg

1976 г. - Американец Мартин Ньюэлл на показе "Siggraph" демонстрирует трехмерное изображение чайника для заваривания чая (это изображение было представлено на экспозиции в Бостонском Компьютерном музее рядом с чайником-оригиналом).
1977 г. - Премьера фильма Джорджа Лукаса "Звездные войны", в котором использованы приемы кукольной анимации, лазерные эффекты, трюковые съемки. Эта лента оказала огромное влияние на кино- и телепроизводство последующих лет (а также на производство видеокомиксов и рекламы).
В Болгарии Тодор Динов создает фильм "Дракон", в котором сочетает игровое кино с мультипликацией.
1978 г. - Начинается выпуск телевизионного сериала "Маппет-шоу" ("Тhe Muppet Show") Джима Хенсона, герои которого - анимационные куклы - приобретают популярность во всем мире.

http://www.myltik.ru/interes/history/muppet.jpg

1980 г. - В фильме Ирвина Кершнера "Империя наносит ответный удар" Фил Типет и Джон Берг впервые используют "gо-motion" - анимационную технологию, в которой ступени начального изображения скомпрессованы через компьютер.
1981 г. - Джон Халас, британец венгерского происхождения, который с 30-годов делал инструктивные фильмы и независимую анимацию, осуществил в США постановку полностью компьютерно генерированного фильма "Дилемма". "Оскара" удостоена четырехминутная миниатюра венгра Ференца Рофуса "Муха". Первый фестиваль "Nouvelles Images" в Монте-Карло (с 1984 года - "Imaginа").
1982 г. - В Великобритании создается телеканал "Сhannel 4" с целью показа экспериментальных достижений в сфере анимации для взрослых.
"Дисней Продакшн" проводит эксперименты с применением компьютерной графики в массовом производстве, но первые опыты ("Трон") были, скорее, неудачными.
1983 г. - "Танго" поляка Збигнева Рыбчинского получило "Оскара" в категории короткометражных анимационных фильмов.

http://www.myltik.ru/interes/history/tango.jpg

В том же году режиссер переехал в Соединенные Штаты. Там он поставил много анимационных фильмов и видеоклипов, в которых применял компьютерные технологии и технику High Definition. Среди них - "Imagine" (1986), "Лестница" (1987), "Четвертое измерение" (1987), "Оркестр" (1990), "Кафка" (1992). Он принадлежит к числу самых знаменитых мастеров видеоарта и величайших новаторов в этой области.
1984 г. - Появились первые фильмы интерактивного кино, в которых зритель при помощи компьютерных операций влияет на содержание произведения.
1986 г. - Премьера "Улицы крокодилов" (по Бруно Шульцу) братьев Стивена и Тимети Куэй. Эти авторы, американцы по происхождению, основали собственную небольшую студию в Великобритании; сознательно отказавшись от новых технических достижений, они своими силами, ценой огромного напряженного труда, создают мастерски деформированных кукол. Братья Куэй охотно ссылаются на Старевича, как на своего духовного наставника. Атмосфера их фильмов мрачна и катастрофична. Один из критиков отмечал, что они анимируют не натюрморты, то есть мертвую материю, а смерть материи, ее деструкцию и распад. Среди их последующих фильмов - "Гребенка" ("Тhe Comb", 1990), "Слепая любовь" ("Вlind Love", 1991), "Тихая ночь 2" ("Stille Nacht 2", 1992).
1987 г. - В Лос-Анджелесе создается Международное общество, объединяющее студии анимационных фильмов.
1988 г. - Чешский аниматор (художник и кукольник) Ян Шванкмайер поставил свой первый полнометражный фильм "Алиса" по Л.Кэрролу. Здесь игровой, актерский фильм соединен с разными видами анимационной техники (коллажем, папье-маше, рисунком и куклами). Шванкмайер начал ставить анимационные фильмы в 1964 году. Среди его фильмов: "И.-С. Бах: Фантазия соль-минор" (1965), "Сад" (1969), "Дневник Леонарда 72" (1972). В 1994 году он поставил "Лекции Фауста" по Гёте. Все его фильмы технически совершенны, их отличает сюрреалистический юмор и поэзия с магическими мотивами. Шванкмайер приобретает все большее международное признание.
Премьера фильма "Кто подставил кролика Роджера" Роберта Земекиса, в котором блестяще соединяются игровая и анимационная техники.

http://www.myltik.ru/interes/history/roger_rabbit.jpg

В коммерческом кино во всем мире начинает доминировать автоматизированная анимация. Безусловный приоритет тут принадлежит японцам. Созданные ими сериалы для детей и молодежи лишены эстетической ценности. Для них характерны упрощенность художественной формы и схематичная анимация. Эти сериалы заполоняют все телевизионные каналы мира.
1990 г. - Студия "Fох Network" начинает выпуск сериала "Симпсоны" ("Тhe Simpsons"). Его герои - члены американской семьи, непривлекательные внешне и с исключительно мерзкими характерами, приобретают необыкновенную популярность.

http://www.myltik.ru/interes/history/the_simpsons.gif

1991 г. - Выходит первый номер ежеквартальника "Тhe Animation Journal", посвященного анимации.
1992 г. - "Морская свинка" ("Guinea-pig") Бретга Леонарда становится первым фильмом на темы виртуальной реальности.
1993 г. - "Кодак" вводит систему "Сineon" - первый полный комплект оборудования для создания спецэффектов.
1994 г. - Бывший сотрудник Диснея Тим Бартон, создатель кинематографического Бэтмена, осуществил постановку своего первого полнометражного кукольного фильма "Ужасы накануне Рождества" ("Nightmare before Christmas") о противостоянии между языческим праздником Хеллоуин и Рождеством Христовым. Премьера "Маски" Чарлза Рассела, в которой стирается граница между анимационным и игровым кино, что стало возможным благодаря технологии компьютерной обработки изображения.
1995 г. - "Каспер" ("Саsper") Брэда Сиберлинга вмещает в себя в целом 40 минут синтетических анимационных изображений.
1996 г. - "История игрушек" ("Тоу Storу") Джона Ласетера (производство компаний "Пиксар" и "Дисней") становится первым полнометражным фильмом, созданным целиком из синтетических изображений.

http://www.myltik.ru/interes/history/toy_story.jpg

Пик Парк получает третьего "Оскара" за фильм "На волосок от смерти"/"Чистое бритье" ("Сlose Shavе"), набрав невиданное доселе количество голосов в категории анимации.
1997 г. - Компании "Пиксар" и "Дисней" заключают договор о совместном производстве и прокате пяти полнометражных анимационных фильмов.
Компания "Imax Corporation" представляет новую технологию "Stereo Animation Drawing Device" - прибор для рисования стереоанимации, которая позволяет аниматорам разрабатывать трехмерные стереоскопические анимационные фильмы для демонстрации в кинотеатрах Imах 3D. С его помощью аниматоры могут рисовать и анимировать в пространстве непосредственно руками. В отличие от анимационной компьютерной анимации, где используется клавиатура, "мышь" и сложные инженерные манипуляции, тут используется жезл, свободно передвигающийся и превращающий движение руки аниматора в линии, которые возникают в пространстве в процессе рисования. Связанная с этим технология "Geretto" позволяет аниматору создавать сложные и очень длинные (до ста кадров) фрагменты анимации из небольшого числа таких рисунков.
1998 г. - "Оскара" (и ряд других международных наград) получает выпущенная компанией "Пиксар" (Рixar Animation Studios) коротенькая анимация "Игра Джери" ("Geri's Gamе"), в которой сделаны значительные шаги на пути анимирования кожи и одежды персонажей.

http://www.myltik.ru/interes/history/pixar.jpg http://www.myltik.ru/interes/history/pixar_geri.jpg

В следующем году "Оскаром" награждается еще одна анимационная лента - "Крольчиха" ("Вunnу"), где использована компьютерная технология, воссоздающая тончайшие нюансы естественного освещения. Фильм снят на студии "Blue Sky Studios".
Создаются интернетовские сайты, полностью посвященные анимации. В частности, Аnimation World Network (wwwawn.com), который выдает любую информацию, связанную со всеми возможными вопросами из области анимации, а также АSIFA.NET (wwwasifa.net) - официальная страница АSIFА, выдающая информацию об этой Организаций, ее структуре, истории и деятельности и предоставляющая возможность связи с 3500 ее членами из 60 стран, объединенных в 35 национальных и региональных групп.
1999 г. - "Оскара" за специальные эффекты получает фильм "Куда приводят мечты" ("What Dreams May Come"), в котором фирма "Маss. Illusions" достигла невиданного ранее уровня достоверности в соединении живого персонажа с анимационным фоном (техника "анимированного рисования"). В следующем году эта же фирма получает еще одного "Оскара" за спецэффекты в фильме "Матрица" ("Маtrix").
Компания "Пиксар" объявляет о последней разработке системы лазерной записи РIXAR VISION, которая превращает цифровые компьютерные данные в изображения на кинопленке с невиданными прежде качеством и быстротой. Система была опробована на анимационном блокбастере 1998 года "Жизнь жучков" ("Bug's Life").

http://www.myltik.ru/interes/history/happy_flik.jpg

А затем на следующем хите - "История игрушек 2" ("Тоy Story 2"). Несколько позже это изобретение компании "Пиксар" получает "Технический приз" Американской киноакадемии. Состоялись первые в истории анимации и кинематографа в целом показы полнометражных фильмов на большом экране в "цифровой проекции" - "Тарзан" и "История игрушек 2".
2000 г. - Кинокомпания Стивена Спилберга "Dream-Works SKG", начавшая активно производить собственные анимационные фильмы, как традиционные ("Принц Египта", 1998), так и компьютерные ("Муравьишко Антц", 1998), - выступила в качестве продюсера полнометражного пластилинового фильма одной из ведущих анимационных компаний "Ааrdman Animations" - "Побег из курятника" ("Сhicken Run"), созданного ее основателями Ником Парком и Питером Лордом.

http://www.myltik.ru/interes/history/prinz_egipta.jpg http://www.myltik.ru/interes/history/antz.jpg http://www.myltik.ru/interes/history/chicken_run.jpg 

Компания "Уолт Дисней" выпускает полнометражный фильм "Динозавр", в котором на протяжении всей ленты соединены реальный фон и компьютерно генерированное изображение животных.

http://www.myltik.ru/interes/history/dino.jpg

Фирма "Сinesite, Inc.", являющаяся подразделением "Еаstman Kodak Companу", ввела качественно новую систему спецэффектов, которая была опробована на фильме "Люди Икс" ("Х-Меn").

http://www.myltik.ru/interes/history/x_men.jpg

Эта система используется для создания трехмерного анимированного робота, который взаимодействует с "живыми" персонажами и реальным фоном в новом фильме "Красная планета".
Появляются новые компьютерные технологии (в частности "Quick Time VR"), которые позволяют передвигать изображение из плоского двухмерного пространства в трехмерное (с интерактивными компонентами). Это дает возможность зрителю "нырять" в виртуальные миры с помощью всего лишь компьютера и "мыши", не пользуясь перчатками, шлемами или громоздкими очками.
5 ноября сериал "Симпсоны" отпраздновал появление своей 250-й серии. Таким образом, он стал самым длинным и самым популярным из анимационных сериалов. Последняя серия называется "Рассказ о двух Спрингфилдах", и речь в ней идет о гражданской войне между двумя районами маленького американского городка за получение бесплатных билетов на концерт популярной рок-группы.
В связи с заметным ростом количества анимационных фильмов в мировом прокате Американская киноакадемия принимает решение ввести еще одну оскаровскую номинацию - "полнометражный анимационный фильм".

По материалам сайта wwwmyltik.ru

0

3

Поподробнее о волшебных фонорях и их развитии: В. Тихвинский, Ю. Густяков Диафильм о волшебном фонаре

0

4

1977 г. - Премьера фильма Джорджа Лукаса "Звездные войны", в котором использованы приемы кукольной анимации, лазерные эффекты, трюковые съемки. Эта лента оказала огромное влияние на кино- и телепроизводство последующих лет (а также на производство видеокомиксов и рекламы).

Великолепный фильм! Обожаю эту тематику! И, действительно, эта серия фильмов про Звездные Войны повлияла на развитие мирового кинематографа!

0

5

http://upload.bbfrm.ru/pixel/444cbfabd8d51b0f640918384ea903b2/1/Гость/kak_mulytik_pridumaty/442291.jpg

http://upload.bbfrm.ru/pixel/662baf9b50364651f0235b5d13d6bb43/2/Гость/kak_mulytik_pridumaty/442291.jpg

http://upload.bbfrm.ru/pixel/4a85d5a110708c65dd2c271fe56a7aa2/3/Гость/kak_mulytik_pridumaty/442291.jpg

0

6

жутко интересно

0


Вы здесь » Лучший Форум Мультфильмов » Всё о мультфильмах » История появления мультфильмов или как придумали анимацию?